УСЛОВИЯ УСПЕХА

• Хороший монтаж - без стыков. Помните - хорошего монтажа не
слышно!

• Хороший уровень записи и себя, и своих «героев»

• Хорошая запись шумов

Иеще раз о шумах. Следите за интершумом. Если он меняется, объ­ясняйте, что вы перешли из одного помещения в другое и плавно микши­руйте одну атмосферу с другой. Скажем, плеск волн со звуком рации в ко­рабельной рубке. Если вы пишете людей в курилке (первый день запрета курения на рабочих местах в государственных учреждениях), обязательно запишите не только атмосферу этого помещения, голоса курильщиков, я отдельно звук зажигающейся спички, или, извините за тавтологию, зажигалки. Причем, что называется, «крупным планом». Правильно вмонтированные в сюжет звуки дадут УСЛОВИЯ УСПЕХА эффект присутствия, картинки, и могут служить своеобразными перебивками внутри материала.

Осторожно!!! Не всегда реальные звуки в эфире похожи сами на себя.

Когда я, к примеру, пишу воду из крана, обычно в эфире получается что-то вроде писающего мальчика. А мой коллега, однажды решил передать волшебный звук мытья головы в парикмахерской. На выходе получился чистый и объемный смыв воды в унитазе.

Так что ищите правильный ракурс, расстояние от микрофона до «звучащего» объекта и, собственно, наклон самого микрофона к данно­му объекту.

Радио-стендап.Остановимся на этом приеме отдельно. Существуют определенные правила, которые не стоит забывать, если вы решили «оживить» таким УСЛОВИЯ УСПЕХА образом свой сюжет.

Как начать?

• «Я нахожусь в 23-м отделении милиции...»

• «Сегодня здесь, в 23-м отделении милиции...»

• «В 23-м отделении милиции перевернуты все столы...»

Как представить героя?

• «Рядом со мной сын лейтенанта Шмидта Николай Шмидт...»

• «Я подошел (сейчас я подойду к ..., попробую поговорить с ..., обра­титься к...) сыну лейтенанта Шмидта Николаю...»

• «...об этом я спрашиваю (говорю с, интересуюсь мнением...) сына лей­тенанта Шмидта - Николая.»

• «Представьтесь, пожалуйста...»

• Самопредставление: «Меня зовут Николай Шмидт. Я сын знамени­того лейтенанта...» (герой сам рассказывает, кто он такой).

Как «закрыться»?

• «О развитии событий - в нашем дневном эфире...»

• «Мы будем рассказывать вам (информировать вас), как будут УСЛОВИЯ УСПЕХА разви­ваться события дальше, чем это закончится...»

• «Ближайшие часы (дни, недели...) покажут...»

• Обязательно представьтесь в конце: «Карл Маркс из дома Фридриха Энгельса (с места события), радио «Капитал».

ВАЖНО!

• Шумы записывайте отдельно, чтобы их можно было смикшировать с текстом.

• Избегайте пафоса: вы не в студии, а на улице — говорите, «как в жизни»!

• Описывайте свои действия!

Важно понимать, что «как в жизни», не означает «жизнь». Это не! прямой эфир и не стоит выдавать «As Life» за то, что происходит именно сейчас. Кроме того, всегда есть опасность, что к тому времени, как ваш материал появится в эфире, события могут получить неожиданное УСЛОВИЯ УСПЕХА про­должение. Поэтому подумайте заранее, как подстраховаться. Ничего страшного и даже хорошо, если после вашего сюжета ведущий расскажет о текущей ситуации.

В общем, на наш взгляд, «как в жизни» - очень симпатичный спо­соб сделать эфир более разнообразным и показать слушателям, что сов­ременный радиожурналист иногда все-таки отрывается от экрана компь­ютера. Он «выходит» из интернета, закрывает страницы информацион­ных агентств, кладет в сумку микрофон, магнитофон и выходит на ули­цу посмотреть своими глазами, что же происходит в родном городе...




ПАКЕТ

В главе «Интервьюирование» мы уже давали определение пакета.

Напомним, что это такое:

Пакет (брит., package, амер. wrap) — профессиональный термин, употребляемый УСЛОВИЯ УСПЕХА на ряде западных радиостанций, означающий один из видов ра­диоматериала. Он состоит из подводки ведущего, текста корреспондента и коротких вставок различных интервью, вводимых корреспондентом. Ха­рактер повествовательно-аналитический. В российской практике более принят термин «сюжет».

Воснове своей это материал, который объединяет несколько эле­ментов одного рассказа. В простейшем виде - это двое говорящих и кор­респондент, который связывает слова этих людей.

Как правило, пакет длится 2,5 - 3,5 минуты. Если хронометраж дос­тигает 5 минут, это уже другой вид материала - feature- документальный сюжет. Пакет же, в среднем, длится три минуты. Однако мы сейчас гово­рим о простейшей форме. В реальности же УСЛОВИЯ УСПЕХА сюжет может быть гораздо более сложным. Вообще, пакет - это то, что делает радио особенным, не похожим ни на что другое.

Мы рассматриваем пакет, как увлекательную историю, а корреспон­дента - как человека, ее рассказывающего. И репортер должен исполь­зовать все возможные способы, чтобы донести эту историю до слушате­ля: vox pop, звуковые эффекты, музыку. Можно использовать короткие вставки, можно использовать длинные вставки. Можно использовать as life - интервью, записанное на месте, запись звука реального события или реального места события.

Например, мэр открывает какой-нибудь объект. Можно вставить ко­роткий кусочек записи церемонии открытия. Но здесь есть риск зайти слишком далеко, переборщив УСЛОВИЯ УСПЕХА со звуковым материалом. А мы должны думать о том, чтобы сделать хороший рассказ.

Какие же события могут стать темой пакета? Мы должны сделать правильный выбор. Ведь существуют разные способы подачи инфор­мации: интервью, короткие новости размером с абзац, войсер, па­кет...

Что же должно произойти для того, чтобы мы взяли микрофон и отправились делать материал столь трудоемкого радиожанра?

Скорее всего, это может быть событие, которое затрагивает, как минимум две стороны. Иными словами, у вас есть два человека, которые будут говорить. Не обязательно, чтобы это был конфликт Возможно, что все участники будут придерживаться одной точки зрения.

Например, сюжеты на социальнуютему УСЛОВИЯ УСПЕХА. Они обычно бывают слож­ными, требующими мастерства корреспондента объяснении, в состав­лении собственного текста. И такие события - идеальный материал для пакета.

Но пакет может быть и развлекательным. Предметом разговора мо­жет быть музыка, какие-то забавные истории.

Особые происшествия- идеальный материал для пакета. Открытие, закрытие чего-либо. Если что-то взрывается, разрушается.

Мы с вами занимаемся радио. Мы должны подумать о том, что со­ставляет его основу. На что радио опирается в первую очередь? На звуки, на шумы.

Радио лишено того, что составляет преимущество, а, может быть, и недостаток телевидения - изображения. На телевидении нашим колле­гам приходится проще (другое дело, что УСЛОВИЯ УСПЕХА они зачастую неправильно ис­пользуют изображение). Но мы - радио. Нам нужны звуки, нам нужны шумы, нам нужен кто-нибудь, кто что-то скажет или сделает. Иначе де­ло не пойдет. Таким образом, когда мы ищем историю для пакета, мы должны найти такую ситуацию, в которой были бы все элементы, о ко­торых мы говорили - интервью, звуки.


documentaccvkqz.html
documentaccvsbh.html
documentaccvzlp.html
documentaccwgvx.html
documentaccwogf.html
Документ УСЛОВИЯ УСПЕХА