управление креативностью 13 страница

Сейчас я хотел бы сказать несколько слов о потенциальных проблемах, связанных с данным процессом.

Применительно к любой стратегии важно в первую очередь осознать, что прочность цепочки равна прочности ее слабейшего звена Иными словами, если какая-то часть стратегии недостаточно сильна, это может расстроить весь проект. Иногда человек говорит следующее: «Я не могу визуализировать, я не могу пройти этап мечтателя». Однако очевидно, что способность к креативности напрямую связана со способностью развивать и использовать собственные чувства. Некоторые люди чувствуют себя весьма комфортно в роли критика: они проводят в ней более 90 процентов жизни. Вот почему так важно развивать гибкость микростратегий.


Глава 4. Реализация личной управление креативностью 13 страница креативности РАЗДЕЛ 4.2. КАРТА Б

Нрфажнение Фаза! Фаза II Фаза III
I
Щвнедрение шш- стратеги и Ц Диснея Исследователь восаанавливает в памяти яркие примеры состоя- Исследователь вспоминает проект или идею и проводит его/ее по циклу Исследователь восаанавливает в памяти позитивное референтное
ний мечтателя, «мечтатель—ре- переживание,
■Мжжите физические Кдации для мечтателя, НЙЯйста и критика, Вщже метапозицию реалиста и критика и «привязывает» их(«сажает на якоря») к соответствующим положениям в пространстве алист—критик», проходя через все указанные позиции не связанное с д ным проектом т идеей, и проход» по всему креати! ному циклу, чтоб стимулировать латеральное мыи ление и неосозн ное «вынашивай управление креативностью 13 страница замысла» ан-и т -
II-эн-ие
Гид помогает исследователю найти релевантные переживания для каждого состояния и откалибровать ключевые физические сигналы, связанные с каждым состоянием Гид направляет исследователя и следит затем, чтобы исследователь не «загрязнял» состояния, связанные с каждой позицией Также он напоминает исследователю о когнитивных и поведенческих паттернах, подходящих для каждой позиции Гид следит за координацией и интеграцией соответствующих сигналов доступа
С помощью метапозиции можно обеспечить адекватное разделение состояний Перед возвращением в позицию мечтателя следует превратить замечания критика в вопросы

очевые положения

Ьзиционное разделение различных процессов помогает организовывать и коорди-Ировать их и предупреждает помехи или смешение управление креативностью 13 страница состояний.

образование критических замечаний в вопросы позволяет избежать негативно-) эффекта критики и стимулирует мечтателя.



1рочно установленный креативный цикл может быть обогащен за счет процессов, Эмулирующих латеральное мышление и неосознанное «вынашивание замыслов».


Часть I. Личная креативность

Практикум

Каковы отношения между вашим «мечтателем» и «реалистом»? «Реалистом» и «критиком»? «Критиком» и «мечтателем»?

В ходе выполнения этого упражнения обратите внимание на то, легко ли вам сохранять четкие границы между тремя состояниями.

Какие когнитивные и поведенческие сигналы могут свидетельствовать о том, что состояния смешаны или загрязнены?

Как разделение и координация различных состояний меняют роль вашего внутреннего критика?

Подумайте: как в вашей профессиональной реальности можно использовать процесс управление креативностью 13 страница раскадровки.

Подумайте: как в вашей профессиональной реальности можно использовать умение принять точку зрения аудитории.

Применительно к вашему производственному окружению: как можно было бы пространственно разделить и «поставить на якоря» мечтателя, реалиста и критика.


Глава 4. Реализация личной креативности

дел 4.3. Условия формальной правильности 1Я оценки новых идей

fools for Dreamers, pp. 60-62)

ритерии, используемые для тестовой фазы каждой стадии креатив-> процесса, в общих чертах соответствуют тому, что в НЛП носит звание «условия формальной правильности»: Эти условия использу-: для установления минимального набора требований, которым или результат должны соответствовать, чтобы считаться «фор-1ьно правильными». Стандартный набор условий формальной пра-иьности НЛП приводится ниже.

Мечтатель»

Результат сформулирован управление креативностью 13 страница в позитивных терминах. Иными словами, он характеризует то, «чего вы хотите», а не «чего вы не хотите». Вопросы: Чего вы хотите? Что из этого осуществимо? Какой це-I?

«Реалист»

Может инициироваться и поддерживаться заинтересованным человеком или группой.

Вопрос: Что именно вы сделаете для достижения этой цели? Проверяется сенсорным опытом.

Вопросы: Как именно вы узнаете о том, что достигли цели? Како-i критерии успешности? Как их можно будет проверить?

(Критик»

Сохраняет позитивные побочные продукты текущего поведения

или деятельности.

Вопросы: Какую пользу вы извлекаете из текущего состояния ве-

\щей?Как вы собираетесь сохранить эти позитивные следствия, когда

^достигнете новой цели?

§5. Соответствующим образом контекстуализированный, экологически дружелюбный управление креативностью 13 страница. Вопросы: При каких условиях вы не захотели бы добиваться по-

' ставленной цели ? Какие факторы могли бы на это повлиять?

Я организовал эти условия согласно соответствующим фазам креа-

' тивного процесса. В зависимости от стадии процесса меняется и уело-


Часть I. Личная креативность

вие формальной правильности. Критерии ТОТЕ «мечтателя» в первую очередь организованы вокруг возможности и желательности. Критерии ТОТЕ «реалиста» — вокруг осуществимости и пригодности. Критерии ТОТЕ «критика» — вокруг приемлемости и соответствия более крупной системе.

Следующее упражнение показывает, как можно скомбинировать условия формальной правильности с логическими уровнями и элементами диснеевской стратегии. Таким образом может быть создан могущественный «мотор» креативности, предназначенный для использования с помощью управление креативностью 13 страница «тренера» или самостоятельно.

Упражнение на раскадровку

Выберите проект или идею, которые хотели бы «раскадровать».

Для каждой фазы креативного цикла (мечтатель, реалист и критик) задайте релевантные вопросы (список см. ниже). Тренер может давать советы исследователю и помогать отслеживать его ответы.

Отвечая на вопросы, исследователь должен использовать и поддерживать соответствующие физиологические проявления и стильмышления согласно инструкциям (см. ниже).

Заметьте, что адекватный ответ может дать только комбинация подходящего вербального вопроса и физиологического состояния. Если вам задают вопрос «мечтателя», а вы находитесь в «критическом» состоянии, ответ будет «загрязненным». Если вопрос не пропущен по соответствующей цепочке, ответ окажется слишком сбивчивым, невнятным. Подобное управление креативностью 13 страница совмещение и обеспечение конгруэнтности между языком, когнитивными процессами и физическими состояниями составляют суть нейролингвистического программирования.

3. Тренер и исследователь должны следить за тем, чтобы исследователь сохранял нужное состояние и не «загрязнял» его.

Когда вы закончите выполнение этого упражнения:

4. Продолжайте следовать фазам вашего цикла, чтобы выработатьплан методом последовательных приближений.

Фаза «Хочу» — Мечтатель Задачи:

Позитивно определить конкретную цель; определить выгоду от достижения этой цели.


Глава 4. Реализация личной креативности

1то вы хотите делать? (По контрасту с тем, что вы хотите пере-, делать, чего хотите избежать, с чем покончить.) »чему вы хотите это сделать ? Что представляет собой цель ?

> выгоду вы получите от достижения этой цели? Как вы управление креативностью 13 страница узна -to том, что получили ее? Когда следует ожидать этой выгоды? : бы вы хотели, чтобы ваша идея повлияла на ваше будущее? ем бы вы хотели быть (на кого походить) применительно к дан-ludee?

^Уровень концентрации: что.

^Когнитивный стиль: видение — определить «общую картину». [Установка: все возможно.

^Базовая микростратегия: синтезирование и комбинирование чувств. ^Физиология: голова и глаза подняты вверх. Поза симметричная, набленная.

Рис. 4.4. Физиология состояния «мечтатель»

i «Как» — Реалист

ювить временные фреймы и «вехи» продвижения к цели; убе-J, что этот процесс может быть инициирован и затем осуществ-[ подходящим человеком или группой, а также что продвижение к

[ можно оценивать через сенсорное управление креативностью 13 страница восприятие. *Как именно будет воплощена идея ? Как вы узнаете о том, что цель

ггнута?Как вы будете проверять критерии эффективности? *Кто будет это делать? (Распределите ответственность и обес-ьте лояльность людей, которые будут выполнять план.) Когда будет осуществляться каждая фаза? Когда будет достиг-

i общая цель? Где будет осуществляться каждая фаза?


Часть I. Личная креативность

Почему каждый шаг данного плана является необходимым?

Уровень концентрации: как.

Когнитивный стиль: действие — определить краткосрочные шаги

Установка: действовать так, как если бы мечта осуществима.

Базовая микростратегия: ассоциирование себя с персонажами и «раскадровка».

Физиология: голова и глаза — прямо или слегка вперед. Поза симметричная, тело слегка наклонено вперед.

Рис. 4.5. Физиология состояния управление креативностью 13 страница «реалист»

Фаза «Случись что» — Критик Задачи:

Убедиться в том, что идея экологически дружелюбна и сохраняет все позитивные побочные продукты нынешнего способа (или способов) достижения цели.

Почему у кого-либо могут возникнуть возражения против вашей идеи?

На кого повлияет эта идея ? Кто способен обеспечить ее эффективность или воспрепятствовать ей, каковы потребности и выгоды этих людей?

Где и когда вы не захотели бы воплощать эту идею?

Какие позитивные следствия приносит вам текущая ситуация (ситуации)?

Как вы могли бы сохранить эти позитивные следствия, воплотив новую идею?

Уровень концентрации: почему.

Когнитивный стиль: логика — избежать проблемы путем поиска недостающих звеньев.


Глава 4. Реализация личной креативности

Рис управление креативностью 13 страница. 4.6. Физиология положения «критик»

Установка: подумать о том, «что будет, если» возникнут проблемы. Базовая микростратегия: принять точку зрения «аудитории», физиология: глаза опущены. Голова опущена и наклонена вбок. Зоза угловатая.

Обзор части II

Задачи части II:

Связать способности к креативному мышлению с контекстами решения проблем.

Расширить способности к креативному решению проблем посредством исследования ряда интерактивных инструментов и стратегий инновационного мышления.

Часть II состоит из трех глав:

Глава 5. -«Креативность и решение проблем». Определяет взаимосвязь креативности и решения проблем, а также предоставляет метод развития способностей к креативному решению посредством переноса элементов эффективной стратегии решения проблем из одного контекста в другой.

Глава 6. -«Развитие множественных управление креативностью 13 страница точек зрения». Помогает читателям выработать визуальные стратегии построения карт как средства интерактивного решения проблем и раскрытия неосознаваемых допущений.

Глава 7. -«Развитие латерального мышления». Знакомит читателей с латеральными стратегиями мышления, такими как построение аналогий, метафоры и символы, а также исследует их влияние на креативное решение проблем.

Материал, рассматриваемый в части II данного издания, основан на ряде допущений относительно креативности и решения проблем.

Допущения

Проблемы в первую очередь создаются нашим восприятием ситуации и альтернативами, которые мы воспринимаем как допустимые или доступные в данной ситуации.

Восприятие проблемы конкретным человеком прежде всего является функцией его когнитивной карты проблемного пространства. Подобные внутренние карты направляют или ограничивают нас в управление креативностью 13 страница большей степени, нежели внешняя «реальность» проблемы.

Существует определенная разница между формой и содержанием мыслительных стратегий.

Наши стили мышления создают проблемы, которые нельзя решить с помощью этих же самых стилей.


Обзор части II

креативность в решении проблем преимущественно связана с рас-ением или «переакцентированием» нашего восприятия и когни-лх карт проблемного пространства применительно к способу ре-ентации проблемы и базовым допущениям относительно про-того пространства. )пределенные элементы процессов, составляющие стратегию, эф-гивную в одном контексте, могут оказаться эффективными и в лх контекстах.

|Различные люди используют различные карты мира, а также раз-ше стили представления и «пунктуации», акцентирования про-лных пространств. Это управление креативностью 13 страница разнообразие способов восприятия на са-[ деле весьма полезно для креативности и решения проблем.

^Стратегии креативного мышления можно усиливать или перено-. в другие контексты путем идентификации когнитивных паттер-i и микроповеденческих сигналов, а также манипуляции ими.


Шсть

И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ


Обзор главы 5 Основные задачи главы 5

Дать определение понятиям «проблемное пространство» и «пространство решения», а также обозначить их связь с креативностью

Предоставить модели и понятия, с помощью которых читателисмогут а) определять и расширять восприятие проблемного пространства и б) открывать адекватное пространство решения,

Помочь читателям в применении навыков НЛП и моделей для того,чтобы определить и перенести эффективный креативный процесс изодного контекста управление креативностью 13 страница решения проблем в другой

Помочь читателям понять преимущества различных способов мышления в процессе решения проблем.

Разделы и цели каждого раздела

Раздел 5.1. Определение проблемного пространства и пространства решения

Дать определение взаимосвязи между «проблемным пространством» и «пространством решения», а также ввести следующий принцип, проблема не может быть решена с помощью создавшего ее стиля мышления.

Раздел 5.2. Пунктуация ключевых элементов проблемного пространства. Модель SCORE

Представить модель SCORE и ее связь с определением проблемного пространства и пространства решения.

Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия проблемного пространства

Объяснить процесс и ключевые соображения относительно определения и переноса релевантных элементов эффективной ТОТЕд,ля креативности в ситуацию, где наблюдается дефицит креативности.


Глава 5, Креативность и решение проблем

[ 5,4, Креативные управление креативностью 13 страница навыки как совместный тренинг

делить базовые концептуальные, наблюдательные и интерактив-j навыки, связанные с обучением креативности для решения про-

[ 5,5. Перенос эффективной стратегии креативности из кон-та в контекст

ге с читателями осуществить процесс определения и переноса итных элементов эффективной ТОТЕ для креативного решения тем в проблемную ситуацию, связанную с коммуникацией,

дел 5,6, Оценка прогресса в креативности

дставить ряд способов, с помощью которых можно оценить про-: в креативности отдельного человека или группы,

1дел 5.1. Определение проблемного )странства и пространства решения

юй из основных областей применения креативности и новаторства ияется решение проблем, Ключевой элемент эффективного реше-: проблем — определение «проблемного пространства». Проблем-5 пространство — это не только управление креативностью 13 страница физическое пространство, непосред-внно связанное с проблемой. В него могут также входить взаимоотно-, ценности, восприятие и убеждения. Проблемное пространство еделяется элементами, материальными и нематериальными, кото- создают или вносят свой вклад в проблему. Для того чтобы решить проблему, необходимо найти «простран-Во решения». Такое пространство содержит альтернативы и ресур-I, позволяющие преодолеть, трансформировать проблему или избе-%тъ ее. Если же альтернатив и ресурсов, доступных в пространстве , оказывается недостаточно для работы со всеми элементами элемного пространства, решение будет неудовлетворительным, рространство решения должно быть шире пространства проблемы, ешения могут оказаться неадекватными потому, что адресованы не ем элементам проблемы.

Креативное мышление может способствовать расширению доступ управление креативностью 13 страница-эго пространства решения; однако для начала вам потребуется неко-Эрое количество креативности, чтобы выявить и определить про-чемное пространство. Таким образом, креативность выполняет две Сновные функции в контексте решения проблем. С ее помощью можно:


Часть II. Совместная креативность

обогатить и прояснить наше восприятие проблемного прострац.стваи

определить или создать некоторую область пространства решениядостаточно широкую для того, чтобы охватить все релевантныеаспекты проблемного пространства.

Прежде чем мы найдем решение, необходимо понять, какие факторы создают проблемное пространство. Базовый принцип определения пространства решения гласит: проблему нельзя решить с помощью того же вида мышления или той же карты, которые, по сути, создают проблему. Или, говоря управление креативностью 13 страница словами Альберта Эйнштейна, «наше мышление создает проблемы, которые мышление того же типа не в состоянии решить». Карта, которая приводит нас в проблемное пространство, не может вывести нас оттуда.

Глобальная цель креативного решения проблем — найти способ мышления, который отличался бы от создавшего проблему. При благоприятных обстоятельствах этот способ приведет нас в пространство решения, которое будет по меньшей мере равно проблемному пространству или шире его. Здесь и отыщутся подходящие альтернативы и ресурсы.

Креативность и решение проблем

(из Tools for Dreamers, pp. 258-260)

Вероятно, большая часть креативной активности протекает в области решения проблем. В НЛП само слово «проблема» относится к особому классу слов — так называемым «номинализациям управление креативностью 13 страница». Номинализация — это процесс или взаимосвязь, о котором (которой) можно говорить как об объекте. В понимании нейролингвистического программирования проблема не может быть воплощена в каком-то одном конкретном предмете или объекте. Проблема — это взаимосвязь. В частности, НЛП определяет проблему как разницу, или люфт, между актуальным состоянием и желаемым состоянием.


Глава 5. Креативность и решение проблем

[ между тем, кем вы являетесь, и тем, кем вы хотите стать, нет эй разницы, то у вас нет и проблемы. Небольшой люфт между вы являетесь, и тем, кем вы хотите стать, означает наличие |неболыпой проблемы. Существенная разница — существенная 1ема.

1 самом деле это определение позволяет сказать управление креативностью 13 страница, что практически явления креативности и новаторства направлены на решение ie проблемы того или иного рода. Важно осознавать, что, 1ько вы определяете желаемый результат, вы создаете себе про-у. Сформулировав цель или желаемое состояние, вы создаете нему буквально из ничего — только лишь потому, что еще не до-ГЛИ нужного состояния. Вот почему так много людей боятся соб-бнного «мечтателя» — мечтатель создает проблемы, потому что

швает желаемые результаты.

Разумеется, проблема может остаться проблемой или превратить-i возможность — и это определяется вашей картой или моделью, шой для репрезентации проблемы. Как задействовать «реали-►? Как подключить к работе «критика»?

Итак, вы сидите и размышляете управление креативностью 13 страница: «Что мне делать с X? У меня есть нема. Мне нужно кое-что решить». Как вы об этом думаете? Как I организуете этот процесс? Первым делом следует преобразовать чу проблему в вопрос. Намного легче найти ответ на вопрос, чем пение проблемы. Однако само собой разумеется, что ответ на во-: может создать дополнительные проблемы. «Правильный ли это вет?», «Что мне теперь делать, коль скоро у меня уже есть ответ?», 5остаточно ли одного ответа?»

Конечно, многие хватаются за первый пришедший им в голову от-г: «Ага! У меня появилась интуитивная реакция. Так я и поступ-з», — и делают это. Другие раз за разом проигрывают управление креативностью 13 страница в уме бесконеч-*е сценарии, пока не обнаруживают, что время действий прошло и спокоиться не о чем — слишком поздно.

Предположим, вы хотите решить проблему и придумали для этого |Три или четыре сценария. Как далеко в будущее вы можете заглянуть, f Проигрывая эти сценарии? Сколько истории, прошлого вы включили \ь них? Как далеко в прошлое вы заглянули? Сколько человек задей-' ствовано в вашем плане, на скольких он повлияет? В частности, вы создаете решения креативно для самого себя или ваша креативность относится к тому, на скольких людей это решение непосредственно повлияет?


Часть II. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.1. КАРТА А

Два центра внимания в креативных управление креативностью 13 страница процессах
1. 2. Образование взаимосвязи
Ориентация Ориентация на решение между креативностью
на результат проблемы (проблем/ и решением проблем
решения) позволяет правильно
сфокусировать применение
креативности
Решение проблем Для того чтобы решить
(по сравнению проблему, нужно опре-
с креативностью) делить «проблемное Пространство решения
предполагает пространство», т. е. должно:
определение про- альтернативы, которые • охватывать проблемное
странства элементов. позволят изменить пространство целиком;
как материальных, основные аспекты • содержать дополнитель-
так и нематериальных проблемного простран- ные элементы, способные
(например, ценностей), ства или избежать их решить проблему
которые и составляют
проблему
Ресурсные Действия
переживания

Ключевые положения

Проблемное пространство определяется как материальными, так и нематериальными элементами, которые создают проблему или управление креативностью 13 страница вносят в нее свой вклад.

Решения берут начало в «пространстве решения» и складываются из ресурсов и альтернатив.

Чтобы породить адекватное решение, пространство решения должно быть шире, чем проблемное пространство.

Практикум

Мысленно вернитесь к проблеме, над которой вы работали последнее время. Приведите пример материальных и нематериальных факторов, которые составляют проблемное пространство, таких как отношения,убеждения, ценности, история, контекст, культуральные различия и т. п.

Приведите пример эффективных и неэффективных решений, которые вы опробовали на различных проблемах. Что обусловливало их э фективность или неэЛЛрктипыпт.?


Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.1. КАРТА Б

I
Креативные процессы могут потребоваться для того, чтобы: Проблема не управление креативностью 13 страница может быть решена с помощью той же карты, которая ее создала
1. Выявить проблемное пространство
I «Наше мышление создает проблемы, которые не в состоянии решить» (Эйнштейн)
E
Ни 1.1.
1 1
Расширить наше восприятие этого пространства Найти способ мышления, отличный оттого, которым была создана данная проблема Добавить «тип пространства решения», дост точно широкий для того, чтобы решить пробле
а-
2. Определить элементы пространства решения, иу
которые могут решить
эту проблему Для решения
I проблемы мож оказаться недо статочным доб ление нового типа мышлени; °т
Wai 1шч 2.1. 1ти огра-ивающие рждения 2.2. Определить помехи/ препятствия 2.3. Определить/ применить подходящие зв-
Г и ресурсы Проблемные пространства различаю"
(-Я управление креативностью 13 страница
их взаимоотношения с элементами проблемы в зависимости от того, является ли проблема личной, связана ли она с другим человеком или целой групп эй

пючевые положения


documentacczrpp.html
documentacczyzx.html
documentacdagkf.html
documentacdanun.html
documentacdavev.html
Документ управление креативностью 13 страница